Chispa
Уроки антисаммита
Июль 2006
Саммит "большой восьмерки", проходивший в Петербурге 15-17 июля, не мог остаться незамеченным социальными активистами, также известными как "антиглобалисты". Они должны были что-то предпринять, чтобы в эти дни звучали не только голоса восьми президентов, но и голоса тех, кто считает что "Другой мир возможен". Мы должны были что-то предпринять.
Но кто это - мы? В России при населении в 140 миллионов активисты социальных
движений исчисляются даже не в тысячах, а в жалких сотнях. Наследие сталинизма:
пассивность, страх, молчание - все еще не изжито. Подавляющее большинство не
воспринимает политику как сферу жизни, в которой можно участвовать. Профсоюзы
(если не считать официальных организаций оставшихся от СССР, у которых от профсоюзов
было только название) только начинают возникать и пока очень слабы. Слабы и
экологические, правозащитные, феминистские, анархистские и другие карликовые
группы. В январе 2005 пенсионеры вышли на улицы, протестуя против "монетизации
льгот", и на волне этих протестов в некоторых городах были созданы Координационные
Советы. Жильцы общежитий, оказавшись под угрозой быть выброшенными на улицу,
создали комитеты, призванные противопоставить коллективное действие произволу
властей. Однако, на сегодняшний день в Советах и комитетах осталось очень мало
участников и во многих случаях они стали, п
режде всего, платформой для партий, озабоченных поиском электората, нежели чем
органами прямой демократии.
Что касается политических организаций, то сегодня в России можно наблюдать крошечные группы, которые называют себя партиями, движениями и фронтами, но при этом не насчитывают более нескольких десятков участников. Еще одним проявлением сталинистского наследия является то, что самые многочисленные из этих групп (СКМ, Левый фронт, РКСМ(б)) не подвергают критическому анализу режим в Советском Союзе, будучи сами генетически связанными с почившей КПСС. Они выкрикивают лозунги типа "Наша родина - СССР!" или "Ленин, Сталин, Че Гевара!" И эта безумная смесь - не просто свидетельство безграмотности или ностальгии, какую можно наблюдать у бабушек на митингах КПРФ. КПРФ - серьезная парламентарная партия, и в ее комсомол идут и те, кто ставит перед собой задачу сделать карьеру в Realpolitik, для которой нормой является ложь и манипуляции.
Если попросить людей на улице назвать левые или революционные организации, которые они знают, скорее всего, будет названа НБП. Эту партию, созданную писателем Эдуардом Лимоновым, можно охарактеризовать как организацию политических шоуменов. Лимонова часто приглашают на телевидение и радио, а членов его партии показывают в новостях. Они кидают яйца в министра здравоохранения, приковываются наручниками к зданию предвыборного штаба президента и осуществляют другие скандальные акции прямого действия. Сейчас несколько молодых членов НБП находятся в заключении, осужденные за то, что они заняли приемную президентской администрации и вывесили из окна лозунг: "Путин, уйди сам!". В глазах многих активистов эти ребята - герои, которые не побоялись высказать свою позицию, когда другие молчали. Но самопожертвование - ложный критерий для оценки политических организаций. Это Лимонов пожертвовал молодыми и наивными членами своей партии, чтобы создать революционный и героический образ НБП, которая ни в коем случае таковой не является.
История 20 века показала, что слово "социализм" и красное знамя можно
использовать для прикрытия самых реакционных режимов. Аналогично, радикальное
шоу национал-большевиков используется для прикрытия пустоты, отсутствия революционной
перспективы и, следовательно, полной неспособности к революционной политике.
Задумывались ли когда-нибудь рядовые члены НБП над тем, что будет, после того
как Путин "уйдет сам" или будет смещен? Как будет организована новая
система? Как она будет управляться? Что позволит искоренить и предотвратить
неравенство и несправедливость? Каков механизм социальной революции? Эти вопросы
составляют содержание революционной политики. В случае же НБП они не обсуждаются,
а
"революционность" сводится к пустым лозунгам и акционизму.
Итак, как видно, такой общности как "антиглобалисты" не существует. Этот субъект искусственно создается СМИ. Современное оппозиционное движение представляет из себя совокупность разрозненных групп, преследующих абсолютно разные цели. Среди этих групп самыми заметными и влиятельными являются политические клоуны типа НБП, а также организации, встроенные в Realpolitik, политиканы. Последние не прочь мило пообщаться с Матвиенко и сыграть "товарищеский" футбольный матч: "антиглобалисты против городской администрации".
Именно их политика задавала тон протестам, приуроченным к саммиту. А мы, следует признать, танцевали под их дудку, поддавшись ложной антиглобалистской идентичности. Форма полностью затмила собой содержание.
С самого начала было решено, что Второй Российский Социальный Форум - съезд активистов различных социальных движений - будет проводиться в этом году в те же дни, что и саммит "большой восьмерки". Таким образом, это само по себе важное и нужное сборище активистов из разных городов было представлено взорам прессы и широкой публики как "антиглобалистский ответ большой восьмерке". СМИ не могли не насмехаться над микроскопическими кучками активистов, число которых не превышало и тысячи, собравшимися на пятидесятитысячном стадионе на острове в глубине парка за милицейским кордоном. Российских "антиглобалистов" постоянно сравнивали с западными. Формальные сравнения стали главным и, пожалуй, единственным предметом статей и передач. Что же касается идей, которые привели людей к тому, чтобы сопротивляться системе, они остались за бортом.
Сам термин "антиглобалисты", ассоциируемый с "громителями Макдональдсов" оказал собравшимся на стадионе активистам плохую услугу. Когда люди, катавшиеся в парке на роликах, подъезжали к милицейскому кордону и спрашивали, что происходит внутри, им отвечали, что, мол, закрыто, т.к. там антиглобалисты. "А что если я сам - антиглобалист? - спросил кто-то, - можно тогда пройти?" "Тогда вы попадете в список со всеми вытекающими последствиями". Таких предостережений было достаточно, чтобы отвадить любопытных. В парке не было никого из активистов, кто приглашал бы публику на форум и объяснял бы, что это такое. Таким образом, форум не стал публичным событием, а лишь сборищем исключительно тех, кто уже был до этого вовлечен в социальную борьбу.
Сами семинары прошли неплохо. Обсуждались такие темы как жилищные проблемы, экология, сопротивление войне на Северном Кавказе, профсоюзное движение, отмена призыва в армию, правозащитная деятельность, социальные перемены в Латинской Америке, революционная поэзия и т.д. Тем не менее, было бы лучше, если бы активисты собрались в более спокойной обстановке. Второй день Форума вообще оказался смазан, многие семинары не состоялись. Почувствовав себя антиглобалистами, приняв эту ложную идентичность за чистую монету, многие активисты были озабочены тем, чтобы во что бы то ни стало сделать что-то радикальное. Поскольку заранее запланированная демонстрация была запрещена, некоторые лидеры призывали участников Форума покинуть стадион и присоединиться к митингу КПРФ в центре города. Другие, напротив, призывали остаться на стадионе и "прорваться" толпой в сотню человек через милицейский кордон. Когда я пыталась доказать товарищам, что нет смысла участвовать ни в одном из этих мероприятий, т.к. первое было поддержкой встроенной оппозиции, а второе - просто комично, товарищи не нашли другого аргумента кроме как "раз уж приехали"+ В этот день маленькие группы людей бегали со стадиона в центр и обратно, пытаясь во что бы то ни стало в чем-то поучаствовать.
В течение саммита в городе было проведено около 20 акций прямого действия. Все были малочисленны и продолжались по нескольку минут, пока милиция, наводнившая Питер, не загребала участников в свои машины и автобусы. Около 200 человек было задержано, и многим были предъявлены ложные обвинения в административных правонарушениях, что позволило упечь активистов за решетку на срок до 10 дней. Когда моего товарища арестовали по такому ложному обвинению ("оказывал неповиновение законным требованиям сотрудников милиции, порвал форменную одежду, грубо отвечал" и т.п.), мы попытались попасть в суд, чтобы выступить как свидетели. Однако в суд никого не пустили, таким образом, единственными "свидетелями" оказались менты, которые зачитали рапорта, ранее написанные ими под диктовку кого-то из их начальства. Когда товарища приговорили к трехдневному аресту, я почувствовала беспомощность: а что если бы они сфабриковали более серьезное обвинение, и срок был бы больше?
Что касается горожан, они практически не видели "прямого действия". Если же кому-то довелось читать об акциях в газетах, там активистов опять же изобразили в технике "папье-маше": яркая скандальная антиглобалистская оболочка и пустота внутри. Освещения не получили ни идеи протестующих, ни сами проблемы, на которые они пытались обратить внимание своим действием. Тем не менее, некоторые активисты, поучаствовав в нешуточных столкновениях с полицией, почувствовали, что акции прямого действия - это и есть самая что ни на есть настоящая революционная борьба. Я говорила с товарищем, который сказал мне, что доволен произведенным медиа-эффектом, и что пора подумать о более серьезной подготовке подобных акций. Таков, на его взгляд, должен быть главный урок антисаммита.
Но где же здесь революция? Ведь в итоге о наших политических представлениях
не было услышано. У "политических шоуменов" и "политиканов"
таких представлений не было и нет. Есть только радикальные лозунги и флаги,
скрывающие пустоту. Те же, кто на самом деле претендует на то, чтобы быть революционной
организацией, не должны им уподобляться. Революционная деятельность - это не
символические протесты в конкретные дни месяца июля. Революция - это ежедневное
формирование и распространение классового сознания, ежедневная выработка политических
взглядов. А как, собственно, мы представляем себе изменение системы, против
которой мы выступаем? Этот вопрос никогда не должен забываться и отходить на
второй план перед пустым символизмом.